22.10.2017 11:10 Буранная средняя школа
МОУ "Буранная средняя общеобразовательная школа имени В.М. Волынцева"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ПДД
Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 640
Статистика
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
    Главная » Статьи » Информация » Психологическая служба

    И снова о подростках

    Формирование "Я-концепции" подростка. Особенности "Я" подростка.

    Я – концепция – это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.

    Я – концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, составляющую же, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, принято называть самооценкой.

    Термин «Я-концепция» можно расшифровать таким образом: «Я»- это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе. Концепция может означать: понимание, система, трактовка каких-либо явлений, руководящая идея.

    Cамооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

    Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.

    Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.

    Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

    Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

    Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

    Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

    Влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку большое значение на формирование самоотношения влияет стиль общения в семье. Так, два выделенных вида стиля общения различным образом влияют на самооценку подростка.

    Симметричный стиль. Предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

    Ассиметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

    Особенности аффективной сферы подростка

    Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции.

    Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Есть такое психологическое понятие, характерное для подростка - "аффект неадекватности" - бурная, неуправляемая реакция ребенка, не соответствующая по выраженности вызванному ее поводу. В основе этой реакции чаще всего лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой у подростков и высокому уровню притязаний.

    Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные состояния.

    Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Он включает в себя перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно – без определенных причин.

    Чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений, сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих.

    Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязанностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами.

    • в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводит к тому, что у них нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.

    В этом возрасте ребенок склонен "переходить на личности": указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема - необъективность или несправедливость. Подобные особенности не случайны и весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены вниманием к ним окружающих. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом составить представление о себе посредством взгляда окружающих – какой я: хороший или плохой.

    В этот период роста дети очень болезненно относятся к замечаниям о том, что они неловки, сказали что-то не то или не так. Поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может в зависимости от обстоятельств и обстановки вызвать у подростка аффективную вспышку (грубость, дерзость, плаксивость), или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он такой неудачливый и неспособный. И все эти обстоятельства могут привести ребенка в состояние депрессии, заставить "замкнуться", сделать его не общительным.

    Следующий момент считается наиболее важным и сложным в подростковом возрасте – это период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным.

    Эмансипация может быть:

    - эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с другими привязанностями (дружбой, любовью);

    - поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери;

    - нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие.

    Подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые заданы степенью самостоятельности и ответственности. Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, количеству времени, которое они готовы ему уделить, по степени их готовности и желанию быть рядом с ребенком и при необходимости оказать помощь.

    Психолого-педагогическая практика показывает, что чаще всего первая реакция взрослого в любой ситуации непонимания – сказать громче, сделать указание жестче, наказать за невыполнение требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Такая реакция становится условием трудновоспитуемости подростка. Если удается выстроить «понимающие» отношения, то проблемы «трудновоспитуемости» надолго или совсем уходят.

    Не давая себе труда вникнуть в то, какие глубинные психологические потребности личности удовлетворяет то или другое хобби, старшие бездумно и яростно возлагают ответственность за все действительные и мнимые опасности и издержки подростковых увлечений на их предмет, будь то рок-музыка или интерес к мотоциклам. Но главное – не предмет увлечения, а его психологические функции, значение для подростка.

                                                                                                                                                          

    Категория: Психологическая служба | Добавил: annuta_mgn89 (12.02.2017)
    Просмотров: 50 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Связь со школой
    Юридический адрес:
      457410, Челябинская область,
      Агаповский р-н, п.Буранный,
      ул. Школьная, д.1
    Телефон:
      8(35140)-92-1-86
    Электронная почта:
      buran.sosh@mail.ru
    Сетевой город
    Концепция ТЕМП
    Мониторинг
    Гос.услуги
    Поиск
    Праздники России
    Праздники России
    МОУ "Буранная СОШ имени В.М. Волынцева" © 2017